четверг, 30 июля 2015 г.

10 вещей, которые мешают развитию

Соска после года

Сосательный рефлекс тесно связан у младенца с ощущением безопасности и комфорта. Однако уже к году уровень развития ребенка позволяет ему регулировать свое эмоциональное состояние более сложными и одновременно более эффективными способами.

Например, он может пожаловаться и получить в ответ ласку и сочувствие от взрослого или жестом указать на то, что ему нужно, и устранить причину дискомфорта.

Если же для решения любой проблемы существует только один способ – сосание соски, тогда и в дальнейшем ребёнок может сохранить верность этой привычке: в младшем школьном возрасте – грызть концы ручек или карандашей, а в старшем – курить.

Кроме того, по утверждению специалистов, сосание соски ассоциируется у малыша с грудью матери, а когда человек ест, у него формируется ощущение безопасности. Таким образом, если малыш сосет соску, он все время ощущает себя в безопасности. И не всегда это хорошо.

Как известно, человек развивается только в том случае, если выходит из зоны комфорта. Если все время сосать соску, то ощущение комфорта не оставит вашего малютку – и развиваться у него не будет никакого стимула.

✔ Подгузники после 1,5 лет

Безусловно, было бы перебором призывать родителей возродить эпоху марлевых подгузников и пеленочного дерматита. Однако для развития контроля за функциями своего организма необходимо, чтобы ребенок испытывал некоторое неудобство, на которое он мог бы реагировать.

Важно помнить о том, что в детстве способность контролировать свои «горшковые» дела тесно связана с умением регулировать поведение в целом. Поэтому, если вы тщетно пытаетесь бороться с капризами, агрессией и истериками, начните с приучения к горшку.

✔ Изогнутые ложки и ходунки в любом возрасте

Ложки «с поворотом», благодаря которым их содержимое попадает чаду прямо в рот, а не мимо, полезны с точки зрения экономии каши и мыла, однако не способствуют развитию пространственных представлений. Ведь именно неоднократно промазывая ложкой мимо рта, малыш постепенно различает, где и что у него находится на лице.

Те же проблемы, но в масштабах всего тела возникают у детей при использовании ходунков. Не падая и не имея возможности ощутить локтями и коленками окружающий рельеф, ребенок дольше, чем другие дети, будет формировать картину мира.

✔ Говорящие интерактивные игрушки после 2 лет

Речь идет не о пищащих или издающих любые другие звуки игрушках, а о меховых зверушках с электронной начинкой, способных говорить целые фразы и отвечать на простые вопросы малыша. В рекламе про них обычно говорится, что «они станут лучшими друзьями ребенка».

На самом деле именно это свойство говорящих игрушек должно насторожить родителей. Ведь общение – это не только способность говорить, но и умение ориентироваться на контекст ситуации, оценивать мимику и интонации собеседника.

Ребенок, который проводит много времени за общением с интерактивной игрушкой, учится лишь механически повторять слова. Кроме того, скромный набор фраз искусственно ограничивает сюжет игры малыша.

✔ Телевизор в любом возрасте

Поскольку про вред телевизора не пишет только ленивый, скажем лишь о том, что негативно влияет не только содержание многих передач, но и привычка использовать телевизор в качестве постоянного звукового фона.

Некоторые дети настолько привыкают к нему, что потом не могут находиться в тишине, что отражается на учебе и соблюдению дисциплины в школе.

✔ Сладости без ограничений

Привычка быстро утолять голод конфеткой подвела уже не одно поколение взрослых, поэтому незачем повторять их ошибки. Когда родители жалуются на то, что «ребенок не ест ничего, кроме сладкого», всегда хочется спросить, а откуда он их берет? Практика показывает, что человек, которого не кормят целый день, ближе к вечеру ест все.

✔ Электронные игры без ограничений

Несмотря на полезный обучающий эффект многих планшетных или телефонных игр, он часто нивелируется большим количеством времени, которое ребенок тратит на игру. Отсутствие ограничений резко повышает риск формирования зависимости, в результате чего мысли об игре и связанными с ней эффектах вытесняют все остальное.

✔ Игрушки-монстры в любом возрасте

Как говорили во времена наших родителей, бытие определяет сознание. Чем будет наполнено сознание малыша, если его бытие состоит из уродливых кукол, спящих в гробиках, или трансформеров с беспощадными гримасами?

✔ Трехколесные самокаты после 3 лет 

Если двухколесные самокаты развивают у ребенка чувство равновесия, то трехколесные помогают малышу научиться опираться на одну ногу и отталкиваться другой, никак не координируя эти процессы между собой.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок приобретал новые навыки, стоит научить его обходиться меньшим количеством колес.

✔ Свободные карманные деньги в любом возрасте 

Испытание легкими деньгами выдерживают далеко не все взрослые – что уж говорить о детях!

Чтобы ребенок научился планировать расходы, он должен оказываться в ситуации выбора: например, оплатить завтрак или купить жвачку и ходить голодным.

В противном случае ваш отпрыск будет вести себя как бедняк, выигравший в лотерею: покупать все подряд просто потому, что он может это купить.

пятница, 22 мая 2015 г.

Детское питание: до года нельзя!

До года деткам очень много чего нельзя - колбаса, конфеты, копченности, консервы и т.п. Но есть ряд продуктов которые еще вызывают вопросы. Вот некоторые из них:

1.Грибы. Использовать грибы в питании детей следует не ранее 3 лет. Это связано с тем, что они тяжело перевариваются из-за присутствующего в их составе хитина – растительного волокна который мешает усвояемости пищевых веществ, а также вызывает раздражение слизистой кишечника.

2. Орехи. Давать орехи целиком до 3 лет бесполезно, они не усвоятся. Кроме того они являются высокоаллергенными продуктами.

3. Сладкий перец. Не рекомендуется в сыром виде до 1,5 лет, поскольку содержит большое количество эфирных масел и клетчатки.

4. Баклажаны. Не рекомендуются до 2 лет, поскольку они содержат много клетчатки и пуриновых оснований. Кроме того они являются высокоаллергеным продуктом.

5. Свекла. Опять же лучше после года, поскольку много клетчатки и пектина, то она достаточно активно ведет себя в организме. Высокоаллергенна. Хотя в вареном виде можно понемножку месяцев с 10.

6. Бобовые. До 1,5 лет не желательно, поскольку имеют газообразующие свойства, кроме того их нужно уметь правильно готовить. в некоторых бобовых содержится целый ряд токсичных компонентов, в том числе лектинов, которые действуют как гемагглютинины и ингибиторы трипсина. В зрелом виде ряд семян (таких, как фасоль обыкновенная) содержат токсичные концентрации этих компонентов, и поэтому очень важно правильно готовить эти продукты, тщательно вымачивать и варить их, чтобы избежать каких-либо токсических эффектов.

7. Огурцы. Тяжело усваиваются, мало полезных веществ, газообразующие.

8. Белокочнная капуста. В питании детей до 1 года лучше не использовать, потому что она вызывает газообразование.

9. Томаты. Аллерген, тяжело усваивается детским организмом.

10. Редис. Вызывает газообразование, тежело для желудка.

11. Твердый сыр. В сыре содержатся витамины А, В, РР, соли, кальций, фосфор и молочнокислые бактерии. Неострый и нежирный сыр можно предлагать детям с года. В магазинах продаются сыры 10% и 17% жирности, они идеально подходят для детей. Суточная норма сыра — 3 г., недельная: 21 гр. сыр – это еще и концентрат солей магния, калия, натрия. Поэтому детям раннего возраста его дают в ограниченном количестве.

12. Макароны. Ребенку до года макароны не предлагают, т.к. ферменты, помогающие в переваривании муки, появляются только после года. С года можно ввести макароны как самостоятельное блюдо не чаще двух раз в неделю, в этот день кашу отменяют.

13. Заграничные фрукты, овощи. Не свойственные вашей широтной полосе продукты предлагают не ранее года.

14. Супы на мясном бульоне. Не ранее года. Ценность и в то же время опасность бульона заключается в том, что он не проходит "обработку" в желудке - он сразу "пробегает" через желудок в 12-перстную кишку. А поскольку усвояемость этого продукта чрезмерно высокая, все недоброкачественное, что может случиться в бульоне, пойдет сразу в тонкий кишечник. Проще говоря - можно отравиться им. А недоброкачественное - это и заветренное мясо, кости и птица, и те же продукты сомнительного происхождения (не курочка из деревни со штампом ветврача на отсутствие у нее бруцеллеза и сальмонеллеза, а бройлер с птицефабрики), и просто мясо и птица, пролежавшие в холодильнике дольше недели.

К вопросу об аллергиках и бульоне. Мясо и бульоны курицы, свиньи, теленка, утки могут вызвать серьезную аллергическую реакцию.

15. Субпродукты. Не ранее 1,5 лет.В субпродуктах, жирных мясных бульонах, жирном супе, в любом мясе молодых животных, даже, казалось бы, не винных ягнят и цыплят содержится огромное количество пуриновых оснований.

А продуктом распада этих пуринов есть ни что иное как мочевая кислота. Когда пуринов в организм поступает в избытке, то они нарушают обмен веществ. Выведение мочевой кислоты является прямой обязанностью почек (а мы понимаем, что у деток они еще не совсем зрелые), но если этой кислоты в организме избыточное количество – почки просто не справятся со свалившейся на них нагрузкой. Кстати у взрослого человека это чревато подагрой, потому что в первую очередь страдают суставы.

понедельник, 6 апреля 2015 г.

Раскрась шедевр!

Случайно наткнулась в книжном магазине на замечательные книги от Эксмо из серии "Раскрась шедевр".
Выбрала себе на пробу две:
Идея предполагает раскрашивание непосредственно в самой книге, что мы и делали с самого начала. Видение Никиты в 3,5 года
Ну я, конечно, пробовала. Масляная пастель:
Сухая пастель:
Но позже появилась идея копировать, тогда можно использовать много раз :)
Из последнего (4г5мес) с моими дополнениями и небольшой помощью

Здесь выкладываю несколько сканированных страниц для скачивания на пробу.

Мальчики и девочки - два разных мира. Еремеева, Хризман

Рекомендации взрослым


Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями  восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек,  не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно  старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что  мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в  нем, а главное — по-разному осмысливают все,  с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.
Помните, что, когда   женщина  воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей  мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте,  требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
   Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду,  в школе, так и в быту, включать в них момент поиска,  требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы  он сам открыл принцип  решения,  пусть даже наделав ошибок.
  С девочками,  если им   трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип  выполнения задания, что и как надо сделать.
Вместе с  тем, девочек  надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не  только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать  типовые задачи, как учили на  уроке),  подталкивать к поиску собственных решений  незнакомых,  нетиповых заданий.
Не забывайте не только   рассказывать, но  и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет  хуже вас.
Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же  слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать  девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция  помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика,  изложите  кратко и  точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Не переучивайте  насильно левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.
Прежде чем ругать ребенка  за неумение, попытайтесь  понять  природу трудностей.    Внимательно  и  терпеливо  относитесь  к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное  письмо, чтение и письмо  справа   налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано  ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
Помните, что  кроме   обычного  положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
Помните, что есть дети,  для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

Знайте,  что девочки   могут  капризничать, казалось бы,  без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического » полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Будьте терпеливы и  внимательны к  левше, помните, что он эмоционален и раним.
Обучая левшу,  старайтесь сделать процесс обучения  ярким и  красочным, привлекайте наглядные пособия,  чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
Не переусердствуйте с  соблюдением режима, если у вас ребенок левша — для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
He старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность,  непохожесть на  других — это его достоинство.
Не уличайте  в  неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
Не сравнивайте ребенка   с другими, хвалите за его успехи и достижения.
Помните,  что при поступлении ребенка в школу его цели  и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще  не в состоянии ставить познавательные цели.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не «противником или сторонним наблюдателем.
При первых неудачах   не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные  причины трудностей и смотреть в будущее  с  оптимизмом.
Старайтесь  ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно  было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Проведите  «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять,  с чем же связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не  формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет,  подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
Необходимо знать,  что   успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга,  а значит, и тип мышления, рассчитана  данная методика.

Не думайте, что  конкурсный   отбор  в школу — возможность  действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся  отобрать  самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.
Постарайтесь не разрушать  так называемую « врожденную грамотность », если ее основы от  природы заложены в ребенке.
Пытаясь добиться  грамотного письма от  конкретного  ребенка, ищите причины именно его неграмотности,  анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
Если у вас трудности в  общении с ребенком, если вы не понимаете  друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга,  а значит,  по-разному мыслите,  воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем,  но и в вас.  Он не плохой, а просто другой.
Не забывайте, что ваша  оценка поведения  или каких-то  результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то  другой,  кто увидит в этом ребенке  то хорошее, что не заметили вы.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет,  виноват не ребенок,  а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
Постарайтесь, чтобы  главным для вас стало даже не столько  научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок  захотел  научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Помните: для  ребенка чего-то не  уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны  меняться не только  место  пребывания, режим и вид деятельности, но и  вся шкала  ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье  или детском  саду, в школе может оказаться нежелательным.  Такая  смена психологически очень трудна.
Имея дело с  первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель  детского сада и  школьный  учитель могут  видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной — он дезориентирован, он не понимает,  что же теперь  «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь  не  выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик.  Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Не обольщайтесь — вы не идеал, а значит, не образец  для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Для  успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

Запомните:   маленькие  дети не  бывают ленивыми.  «Леность» ребенка — сигнал неблагополучия в вашей педагогической  деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Не забывайте:  без взрослого, без человеческого общения,  никакие
высшие психические функции (потенциально  заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
Бойтесь появления у ребенка  опыта «выученной беспомощности».
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее.  Всячески стимулируйте, поддерживайте,  взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для гармоничного развития  необходимо, чтобы ребенок учился по-разному  осмысливать  учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о  том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны  нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте — «не навреди»!»

вторник, 17 марта 2015 г.

Танграм


Танграм - известная головоломка, состоящая из семи плоских фигур. Складывая фигуры, можно "рисовать" силуэты людей, животных и других различных предметов.
Игра с головоломкой развивает у ребенка воображение, образное мышление. 

С чего начать?
Необходимо карандашом обвести каждую фигуру, которая составляет образ, на листе бумаги и дать ребенку разложить фигурки по местам. 
В дальнейшем - складывать силуэты по схемам. 
Сложнее вариант - показать схему на несколько секунд и спрятать. Ребенок должен собрать рисунок по памяти. 
Также можно фантазируя собирать свои рисунки. 

Вот некоторые схемы: 




Еще несколько других схем можно скачать здесь.
"Рисунки" из танграма на видео.
Яндекс.Метрика