пятница, 31 мая 2013 г.

Звонкин "Малыши и Математика"

Звонкин "Малыши и Математика".

Маленький ребёнок не понимает, что если переложить несколько предметов (камешков, кубиков, ...) иначе, то их число при этом не изменится. Тем самым и само понятие числа остаётся для него недоступным, хотя он, быть может, и умеет <считать до ста>. Потом ребёнок подрастает, и вместе с этим приходит осознание вышеуказанного закона сохранения. Но всё равно приходится ждать ещё года полтора— два, пока он не осознаёт аналогичный закон для непрерывных количеств: если раскатать шарик пластилина в кол- баску, то количество пластилина останется тем же; если перелить воду из стакана в миску, то количество воды тоже не изменится. 

Примеры задач:
Выложить 6 пуговиц. Поросить приложить к каждой пуговице по спичке. Спросить: чего больше? Ответ: поровну. Затем собрать все пуговицы и спросить, сколько их в кулаке. 

Выложить 4 похожих предмета:
Говорить: здесь лишний треугольник, почему? Здесь лишний вот этот квадрат (указать на маленький), почему? И т.д. 
Важны рассуждения, а не ответы. 

Выбрать 5 карточек (или предметов), например: мяч, автомобильная шина, резиновые сапоги, пальто и шапка. Попросить 5 карточек разделить на 2 группы по 3 карточки. 
Найти общую карточку. 

Симметрия:
Выложить линию (это будет зеркало) и  с одной из сторон выложить рисунок. Попросить повторить рисунок с другой стороны, как будто он отражается в зеркале. 
Вариант первый - взрослый делает, ребенок повторяет. 
Вариант второй - ребенок делает, взрослый повторяет (иногда с ошибками :))

Закон сохранения:
Выложить в определенном порядке несколько палочек. Дать сосчитать. Потом эти же палочки сложить по-другому (в лесенку, в башенку, в кучку и т.д). Спросить: сколько сейчас палочек? 
Налить в стакан воду. Потом перелить ее в миску. Спросить: где воды было больше - в стакане или в миске? 





Скачать книгу здесь: http://yadi.sk/d/k4hs1hTtDtpJL

Никитины

Купила сегодня на Петровке книгу Никитиных "Интеллектуальные игры", а также головоломку "сложи квадрат" 1 уровень и кубики "сложи узор" и "сообразилка".
Будем заниматься развитием логики! :)

Можно купить здесь http://www.znaika.com.ua/category1159995870/category1161291909/category1149541224/
http://www.erudite.com.ua/dir.php?id=218
Или, если есть время на дорогу и поиск, на Петровке. 

Спустя 4 мес Никита "распробовал" Сложи Узор :) собираем вместе узоры, пока простые, но ему очень нравится. 

В 2 и 10 собирал обе планшетки "сложи квадрат".
В 3 и 2 собирает почти все квадраты без планшеток (что гораздо сложнее):





 Были как-то в гостях у нашей подружки Кати. Как показала практика - конкуренция (соревнования) порождает аппетит к знаниям (и даже если развивающая игрушка уже давно надоела;))
Собирают наперегонки "дроби" Никитиных:

Бесплатные вебинары

Вебинар, который изменил мой подход в развитии математических способностей.

http://blog.danilova.ru/novosti/materialyi-vebinara-interesnaya-matematika.html

Вебинар о методиках раннего развития

http://mamaradio.ru/vebinary/vebinar-kak-razobratsya-v-metodikah-rannego-razvitiya.html

Курдюмов

Николай Курдюмов "Как мы создаем избалованность..."

Очень коротенькая, но очень полезная "книга".
Сокращенный аналог Карен Прайор "Не рычите на собаку".
http://kurdyumov.ru/esse/children/children00.php

четверг, 30 мая 2013 г.

Сайты

Физическое развитие. Спорт.


Когда Никите было 1г 1 мес мы купили первый спортивный комплекс "Кроша".




Выбрали мы этот, главным образом потому, что он складывается очень легко и быстро, как книжка и занимает мало места. И так как в комнате места было немного, этот фактор оказался решающим. Подобная штуковина обязательно нужна мальчикам, да и девочкам, наверняка.
Во-первых, залезания на лестницу и гладиаторскую сетку - отличная профилактика плоскостопия.
Во-вторых,физическое развитие. У Никиты отличный пресс, может секунд 20 держать уголок (в 2г 8мес). В 2,2 года научился делать перевороты на очень удачной в этом комплексе перекладине (соответствует росту малыша), чуть позже на кольцах.
Качелька нам сразу не пошла, я переделала ее на лесенку.
Комплекс отработал хорошо, я очень им довольна!


Лего

Первый набор лего у нас появился года в полтора - грузовичок.
Никаких особенных эмоций он не вызвал. Ко всем последующим наборам из серии "тачки" также было нейтральное отношение. Играл, как с машинками, ничего не строил и не совмещал. Никита вообще не любил в том возрасте что-то переделывать. Как первоначально что-либо попадало ему в руки , такой вид оно и должно было сохранять.
Все изменилось к двум годам. Он начал замечать, что у конструктора есть уникальная способность соединяться и разбираться.
Где-то в 2 и 2 он созрел! Он начал строить башни из кирпичиков. Более того, это было его любимое занятие на протяжении 2-3 мес. Каждый день он собирал и разбирал башни. И строил он по своему уникальному принципу: фундаментом выступал грузовичок, на него ставился первый (обязательно!) салатовый кирпичик, а затем уже все остальные :)
И никто ему не должен был помогать и даже предлагать какие-либо идеи: я сам!

 
 
 
С этих пор у него появилась любовь к этому конструктору!
К трем годам он с папой возводит подобные строения:
 
 
 
Страсть к башням сменилась на постройку различного вида домов.
 
 
 

Тетради Kumon

Очень мне нравятся эти рабочие тетради (книги)! Отличное качество и много страниц с интересными заданиями.

Детки Лены Даниловой тоже занимаются по Kumon: http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/kak-organizovat-zanyatiya-s-rebyonkom-doma.html

У нас есть такие:
 





 

 

 

 

 

 

Музыка


Первое знакомство с музыкой и музыкальными инструментами произошло благодаря мультфильму Baby Einstein "Meet the Orchestra - Музыкальные инструменты"(К концу первого года малыши уже могут четко различать различные звуки и музыкальные ноты. Они также начинают сопоставлять звуки с предметами, которые их издают. Этот фильм расскажет малышу о музыкальных инструментах и их звуках.
Возраст: от 1 года).

Смотрели мы этот мультфильм с 1 года до 2-2,5. Один из наших самых любимых!

В iPad есть несколько очень удачных приложений со звуками музыкальных инструментов.

Года в 2 у нас был уже стандартный детский набор музыкальных инструментов: гитара, барабан, маракасы, ксилофон, дудочка, бубен. Но Никита не сильно ими был увлечен.

Ближе к 2годам и 8-9 месяцам у него проснулась любовь к музыке и музыкальным инструментам, но не всем! Сначала он очень любил барабан, потом гитару. К 3 годам он открыл для себя Орган!
Мы даже издили в дом органной музыки, но детей до 7 лет не пускают на концерт :( Даже не разрешили послушать у дверей! :( Зато удалось увидеть огромных красивенный настоящий орган! Не то,что на картинках.

К 3 годам музыкальных инструментом дома прибавилось (баян, пианино, губная гармошка, саксофон, электро-гитара) и теперь мы дома устраиваем концерты. Никита раздает всем участникам по инструменту и мы играем. А иногда он говорит: папа играет на баяне, я на гитаре, дедушка будет петь, а мама танцевать! :)))

Одна из наших самых любимых игр - лото с музыкальными инструментами (такая же есть и с автомобилями):

Хороший набор карточек с 15-тью муз. инструментами:



Очень интересный вот такой музыкальный планшет:
 
Звуки множества инструментов и краткий рассказ о каждом. Сколько много новых муз. инструментов и мы с папой узнали ;)
 
Никита в 3 года легко может назвать по несколько инструментов из каждой категории (духовые, струнные, ударные, клавишные), не говоря уже о том, что может определить некоторые инструменты в неизвестных мелодиях.
 
Благодаря такому увлечению, решили пойти на музыкальное занятие недалеко от дома в детский клуб Холли. Ходим с большим удовольствием и ждем с нетерпением каждого понедельника! На занятиях я для себя открыла, что у сынули и голос есть (он всегда, конечно, был звонким, но как оказалось и поет неплохо).
 
Посморим, может с такими успехами и в музыкальную школу пойдем :)
 
 
 

Книги о детях и их развитии

Я была бы очень рада, если бы у меня оказался  в свое время подобный список книг, которые обязательно стоит прочитать, когда в доме появляется первый малыш. Многие из этих книг я прочитала, когда Никите было уже за 3 года... А хорошо бы раньше.
Очень много полезного дали мне книги. Очень много мыслей и идей появлялось после прочтения. Но ни одна книга не "заставила" меня полностью следовать рекомендациям и пожеланиям автора. Поэтому и желательно читать много разных книг, чтобы потом интуитивно выбрать то, что подходит нам, родителям, и нашим детям.
(Разделение книг по возрасту ребенка очень приблизительные. Если кажется, что книга еще рановата по возрасту, можно просто делать интересные выдержки или ставить закладки, а потом перечитать только их. Я бы хотела прочесть их именно в такой последовательности).
Что я рекомендую однозначно, так это то, что если вы читаете этот список, когда вашему малышу от рождения до года - читайте МНОГО прямо сейчас, пока есть время. И в этом возрасте его правда больше, чем после года или двух, только потому, что сейчас он много спит :)
 
До рождения :)
Роды без страха. Грентли Дик-Рид.
(Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Рид Дик доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине, а выпущенная вскоре книга "Естественные роды" - настольной для сотни женщин. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам. Именно поэтому книга Дик-Рида актуальна и сегодня.
Рожайте без боли и страха! Пусть книга доктора Дик-Рида поможет вам в этом!
Подробнее на Лабиринте).
 
От рождения до 1 года
1. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. Евгений Комаровский.
(Замечательная книга знаменитого детского врача Евгения Олеговича Комаровского. Доступная, увлекательная и очень полезная информация, адресованная будущим и уже состоявшимся родителям.
Ребенок вообще, его образ жизни, его родственники и его болезни в частности. Ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, рекомендации, позволяющие принять правильные решения, и советы, способствующие укреплению нервной системы мам, пап, бабушек и дедушек.
Настоящее издание включает в себя подборку избранных статей и рассказов автора, а также подробное исследование, посвященное тактике применения одноразовых подгузников.
Подробнее на Лабиринте)
2. После трех уже поздно. Масару Ибука.
(Автор этой удивительно доброй книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорожденных окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это "вовремя".
Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.
Подробнее на Лабиринте
)
3. Поверь в свое дитя. Сесиль Лупан.
(В этой книге, выдержавшей с 1987 года множество переизданий, собраны воспоминания Лупан о том, как проходило знакомство с методикой Глена Домана и как она ее адаптировала на практике, а также приводится ее собственная программа занятий, рассчитанная на физическое и интеллектуальное развитие детей от рождения до 6 лет.
Среди многочисленных книг с описанием методик раннего развития эта книга выделяется своей искренностью и любовью к детям. Главная идея Сесиль Лупан в том, что не нужно слепо следовать рекомендациям педагогов и психологов. Родитель должен прислушаться к ребенку, его желаниям и интересам. Только тогда занятия будут давать результат и подарят малышу радость открытия мира.
Подробнее на Лабиринте
)
4. Учиться никогда не рано. Елена Вознесенская.
(Что значит "раннее интеллектуальное развитие"? И когда стоит начинать занятия по развитию: с рождения или с 6 лет? Что делать, чтобы процесс развития малыша был радостным для него и для его родителей? О чем важно родителям знать и что делать? Как помочь ребенку стать счастливым?)
5. Материнская любовь. Анатолий Некрасов.
(Эта книга исследует необычную тему - материнскую любовь. Подумайте: что здесь необычного? Рассматривается та сторона материнской любви, которая исподволь приносит множество страданий и горя родителям, детям и обществу в целом. Исследований такой глубины на эту тему в литературе ещё не было, и каждый читатель найдёт множество полезной информации для применения в своей жизни. Действительно, эта книга адресуется каждой семье!
Подробнее на Лабиринте)
6. Волшебная палочка для родителей. Светлана Ройз (книга-сборник информации от беременности и до 4+)
(Взрослые почувствуют себя увереннее и комфортнее в мире детей, потому что эта книжка - конспект по детской психологии. В ней есть и конкретные рецепты, и ссылки на полезную литературу).
7. Энциклопедия методов раннего развития. Анна Рапопорт.
(Как подобрать метод именно для вашего ребенка? Кому отдать предпочтение - Марии Монтессори, Глену Доману, Сесили Лупан, Борису и Лене Никитиным, Николаю Зайцеву? В этой книге собраны все самые известные и проверенные методы раннего развития. Свое мнение о них высказали мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, врачи, преподаватели из центров раннего развития детей. Теперь и вы читайте, выбирайте, занимайтесь!
Подробнее на Лабиринте
)
8. Гармоничное развитие ребенка. Гленн Доман.
(Эта книга написана специально для родителей с целью показать, что наши дети намного способнее, чем мы можем себе представить).
9. Психология развития ребенка. Лев Выготский.
(Сборник избранных трудов Льва Семеновича является продолжением книги "Психология развития человека" и включает в себя раьоты посвященные проблемам возрастной и педагогической психологии).
10. Малыши - гении. Макото Шичида (книга-перевод мамочками :)
11. Мальчики и девочки - два разных мира. Валентина Еремеева.
(В книге освещаются проблемы, с которыми сталкивается каждый педагог и родитель: почему дети одного и того же возраста по-разному воспринимают, мыслят, запоминают, чувствуют, общаются? Почему по-разному учатся в школе? Что зависит от окружающей ребенка среды, а что от врожденных особенностей функциональной организации его мозга? Разный мозг имеют левши и правши, "правополушарники" и "левополушарники", мальчики и девочки. Автор показывает, что не все методики обучения одинаково эффективны для детей с разными типами восприятия и мышления, что успешность обучения во многом зависит от соответствия нейропсихологических типов педагога и ребенка и что воспитывать, обучать и даже любить каждого ребенка надо по-своему.
В книге даются конкретные советы и рекомендации, которые помогут как профессиональным педагогам и психологам, так и родителям.
Подробнее на Лабиринте).
 
От 1 года до 2 лет
12. Не рычите на собаку. Карен Прайор.
(Уникальная книга, которая способна сделать ваши взаимоотношения с любым человеком, животным и даже самим собой гораздо лучше. Карен Прайор предлагает гениально простую и эффективную методику, которая поможет вам научить кого угодно поступать так, как вам хочется. Речь не идёт о коварных манипуляциях, гипнозе и полном подчинении воли. Речь идёт о положительном подкреплении - самом надёжном и действенном способе влиять на поведение других.
Вы узнаете, как заставить супруга раз и навсегда перестать ворчать; как научить трёхлетнего ребёнка вести себя прилично; как объяснить кошке, что не надо залезать на кухонный стол; как сподвигнуть начальника регулярно повышать вам зарплату; как улучшить свои собственные результаты в любой деятельности - от занятий спортом до сочинения стихов или избавиться от вредных привычек с помощью положительного подкрепления.
Подробнее на Лабиринте
)
13. Радость воспитания. Кэтрин Кволс.
(Представьте себе такую семью, где каждый старается поддержать другого, внимательно прислушиваются друг к другу и выходят из конфликтных ситуаций без обид, и каждый получает то, что хочет.
Книга "Радость воспитания", в основе которой лежат научные труды Рудольфа Дрейкуса, станет бесценным помощником и руководством для взрослых, желающих видеть свою семью счастливой и гармоничной.
Подробнее на Лабиринте)
14. Мышление и речь. Лев Выготский.
(В эту книгу вошли наиболее известные работы великого ученого - "Мышление и речь", "Воображение и творчество в детском возрасте" и "Сознание и психика" - произведения, которые и в наши дни считаются едва ли не основополагающими трудами в области современной психологической науки).
 
От 2 лет до 4 лет
15. Общаться с ребенком. Как? Юлия Гиппенрейтер.
(Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. "Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!
Подробнее на Лабиринте)
16. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. А.Фабер и  
      Э.Мазлиш. (по смыслу похожа на Гиппенрейтер).
(Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. "Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?" - подобные упреки знакомы каждому ребенку. И каждый родитель иногда чувствует бессилие, когда не может "достучаться" до сына или дочери. Но, может быть, все дело в том, что взрослые не всегда знают, КАК донести до ребенка свои мысли и чувства и КАК понять его?
Эта книга - разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Никакой нудной теории! Только проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни!
Подробнее на Лабиринте)
17. Правила родителей. Ричард Темплар.
(Искусством быть хорошими родителями обладают далеко не все. Есть люди, всегда умеющие найти подход к своему ребенку, они словно от природы одарены талантом воспитывать детей на радость себе и во благо им самим. Другим же, при всем старании, родительский труд дается нелегко. Ричард Темплар, уже знакомый российскому читателю как мастер дельных советов, считает, что секрет хороших мам и пап состоит в следовании определенным правилам.
Эти 100 правил он и предлагает читателю. Их можно с интересом прочитать все подряд, проверяя себя и узнавая много нового. А можно обратиться к автору за помощью, оказавшись в сложной ситуации: просто загляните в книгу!
Подробнее на Лабиринте
)
18. Хорошо вести нельзя капризничать. Элисон Шефер.
(Книга ведущего канадского эксперта в области воспитания - настоящая энциклопедия детских проступков и тактики поведения родителей в каждом конкретном случае. С чем бы вы ни столкнулись в своей родительской практике, вы найдете здесь мудрый, остроумный, практичный и эффективный совет. Вы узнаете, что делать, если ребенок
ноет, капризничает, устраивает истерики, не хочет ложиться спать, не просится на горшок, обижает других детей, не слушается, отказывается учиться, не признает авторитета старших, лжет, грубит, ковыряет в носу, грызет ногти и т.д. Книга удобно структурирована, каждая глава посвящена отдельной теме и включает в себя четкие описания наиболее распространенных моделей негативного поведения, психологический анализ мотивов ребенка и пути решения проблемы.
Подробнее на Лабиринте
)
19. Ребенок-оптимист. Мартин Селигман.
(На протяжении тридцати лет основоположник позитивной психологии Мартин Селигман и его коллеги изучали связь между пессимизмом и депрессией и доказали, что хорошее самочувствие и работоспособность - это следствия оптимистичного восприятия действительности и пережитых приятных эмоций.
В этой книге вы найдете ответы на вопросы:
что такое оптимизм;
как формируется позитивное и негативное восприятие жизни;
зачем нужно воспитывать в детях оптимистичное мировоззрение;
к пессимизму или оптимизму склонен ваш ребенок;
как изменить отношение ребенка к трудностям и препятствиям.
Подробнее на Лабиринте
)
20. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. Виктория Юркевич.
(Эта книга посвящена одаренным людям - большим и маленьким).
21. Что хранится в карманах детства. Татьяна Бабушкина.
(Татьяне Викторовне Бабушкиной привычнее было оказываться героем книг, чем их автором. О жизни созданного ею тридцать пять лет назад клуба "ЭТО" - Эстетика-Творчество-Общение - писали Леонид Жуховицкий в книге "Счастливыми не рождаются", Евгений Богат в книге "Семейная реликвия" и многие другие писатели, журналисты и педагоги.
Собственная книга Татьяны Бабушкиной - это и методическая мозаика, очень практичная, доступная и актуальная, и в то же время опыт навеивания атмосферы, вдохновения, без которого любая задумка останется без дыхания.
Эта книга о том, как взрослый и ребёнок могут изо дня в день приносить счастье друг другу, используя простейшие и вечные детали быта и бытия.
В этом издании впервые под одной обложкой собраны все три части итоговой книги Татьяны Викторовны, прежде выходившие отдельными изданиями.
Подробнее на Лабиринте
)


 

среда, 29 мая 2013 г.

Кое-что из книги Кэтрин Кволс "Радость воспитания..."

Читаю книгу Кэтрин Кволс "Радость воспитания или Воспитание без наказания" и она мне нравится! Очень удачная книга, как раз вовремя. Даже можно было бы ее прочитать полгода назад, когда Никите было 2 года. Но, в любом случае, очень многое мы начали использовать и пробовать на Никите - работает :)

Некоторые отрывки:

ПОЧЕМУ СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НАКАЗАНИЙ?
Наказание порождает страх. Вы можете так напугать ребенка, что в результате он сразу же перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект. Внимательно наблюдая за поведением ребенка после наказания, вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками. Он может дразнить младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Этот перечень негативных реакций на наказания можно продолжать еще долго. Наказывая, вы подменяете внутренний контроль ребенка за своим поведением необходимостью контроля со стороны других людей. Ребенок становится зависимым от взрослого, одно присутствие которого может вызывать в нем страх. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, наказывая, вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов. Когда вы наказываете, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя. 

Реакция родителей на поведение детей
Это самый важный фактор воздействия на ребенка, потому что он напрямую связан с контролем над его поведением. Очень часто основа поведения детей закладывается первоначальной реакцией родителей на тот или иной поступок. Если он вызывает поощрительную реакцию, то вам предстоит столкнуться с подобными действиями ребенка неоднократно. Термин «поощрительность» не всегда подразумевает поощрение. Например, ребенку может понравиться вызывающе вести себя с родителями и наблюдать, как они расстраиваются, — для него именно такая реакция и будет поощрительной.
Вот два варианта реакции родителей на поведение ребенка, который только что оцарапал себе ногу. Помните, ваш ребенок следит за вашей реакцией, чтобы знать, как вести себя дальше!
Бет радостно играла во дворе. Вдруг она вбегает домой, всхлипывая, и подходит к маме, которая чистит картошку на кухне. Бет тянет к себе мамин халат и говорит: «Мама, мама, я поцарапала ногу!».
Мама бросает чистить картошку, хватает Бет в охапку и усаживает на стул перед собой. «Ой, бедняжечка моя!» — говорит мама и с беспокойным выражением лица осматривает царапину, которая только покраснела, но не кровоточит. «Хочешь, я поцелую это место, и тебе будет легче?»
Бет начинает реветь еще сильнее, корчиться, якобы от боли, в то время как мама осматривает ее ногу. Мама крепко обнимает ее и говорит: «Сейчас мама отнесет тебя на ручках, промоет тебе ранку и наложит на нее бинт».
Заметьте, как много внимания Бет привлекла к себе своей царапиной. Мама — чересчур добра, если она и в дальнейшем будет столь же трепетно реагировать даже на пустяковые проблемы дочери, то Бет надолго усвоит, что особое внимание на нее обратят тогда, когда ей будет больно. Вероятнее всего, когда она вырастет, то попадет в зависимость от жизненных обстоятельств и от других людей, забота которых будет ей просто необходима.
Однако иногда родители проявляют чрезмерную твердость по отношению к своим детям:
Бет радостно играла во дворе. Вдруг она вбегает домой, всхлипывая, и подходит к маме, которая чистит картошку на кухне. Бет тянет к себе мамин халат и говорит: «Мама, мама, я поцарапала ногу!»
Мама продолжает невозмутимо чистить картошку, испытывая раздражение потому, что ее отрывают от дела. С отвращением она резко обрывает: «Подумаешь, царапина. Не умрешь».
В этом примере ответная реакция мамы может быть истолкована Бет следующим образом: «Никому нет дела до того, что я чувствую». Вот и мама отвергла право Бет на свои собственные чувства. Бет может научиться «сдерживать» свои чувства. Мама определенно проявила чрезмерную твердость. В этом случае Бет извлечет для себя следующий урок: ей нужно быть независимой, потому что никто не протянет ей руку помощи в трудный момент. А я бы предложила такой подход к данной проблеме:
Бет радостно играла во дворе. Вдруг она вбегает домой, всхлипывая, и подходит к маме, которая чистит картошку на кухне. Бет тянет к себе мамин халат и говорит: «Мама, мама, я поцарапала ногу!»
Склонившись так, чтобы поравняться с Бет, мама смотрит на царапину и начинает слегка поглаживать Бет по спине. Мама с сочувствием произносит: «Наверное, это очень больно». Бет чувствует, что ее любят и понимают, она успокаивается и кивает головой. «Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы ранка перестала болеть?» — спрашивает мама. Бет пожимает плечами, но уже не плачет: «Я не знаю». Мама улыбается Бет и спрашивает: «А ты видела, что я делала, когда порезала себе пальчик?» Лицо Бет разглаживается, и она говорит: «Перевязала бинтом?» Мама кивает ей в знак согласия и предлагает: «Да, тебе только надо промыть ранку, чтобы не занести инфекцию. Тебе помочь?»
В этом примере ответная реакция мамы означает примерно следующее: «В жизни бывают синяки и шишки. Тебе нужно научиться брать себя в руки, справляться с неприятностями и уметь „бинтовать“ собственные раны». Здесь ребенок учится сдерживать свои чувства и проявлять о себе заботу. А мама существует для того, чтобы предложить свою помощь. Мама проявила доброту и твердость одновременно. Ее ребенок учится быть взаимозависимым, справляться с житейскими проблемами, а если ему потребуется поддержка, он может ее получить.
Трудно не поддаться нашему первому желанию сделать все возможное для облегчения состояния ребенка. Однако если не противиться этому соблазну, мы научим ребенка постоянно зависеть от кого-нибудь другого, кто может облегчить его боль.
Мы часто недооцениваем, какое огромное влияние оказывает на наших детей ответная реакция на их поведение. Ниже приводится пример того, как ребенку пришлось добиваться внимания к себе негативным поведением, потому что с помощью положительного ему этого сделать не удалось.
Одна мама рассказала мне о том, какой способ применила ее годовалая дочка, чтобы привлечь внимание своего отца.
Дочь сидела спокойно, покачиваясь в своем креслице-качалке, в то время как отец читал газету. Девочка стала раскачиваться все быстрее и быстрее, пока креслице не опрокинулось, а она не оказалась под ним, на полу. Отец сразу отбросил газету, подбежал, подобрал креслице и освободил из-под него малышку. Потом понес ее на руках в свое кресло и четверть часа успокаивал. Спустя три дня девочка опять подошла к отцу, который читал газету. Она попыталась залезть к нему на руки, но папа явно не желал ей помочь в этом. Он ласково отстранил ее от себя, сказав: «Не сейчас, миленькая, я хочу почитать газету». Тайком наблюдавшая за происходящим мама увидела, как ее малютка подошла к своему креслицу-качалке, оглянулась на отца, который был поглощен чтением последних новостей, наклонила креслице вперед, пока оно не опрокинулось на спинку. Тихонько, чтобы его не задеть, девочка пробралась под опрокинутое креслице и заплакала. Ей удалось! Папа отбросил газету, стремглав бросился к ней, извлек из-под креслица и снова стал утешать ее в своих объятиях.
Получить негативное внимание — лучше, чем остаться вообще без внимания, и часто наши дети предпочитают такое внимание, если родители игнорируют их. В приведенном примере маленькая девочка старалась пробудить папин интерес к себе не так, как это следует делать. Но она ведь не смогла добиться его позитивного внимания.
Рекомендации
Определите (и лучше всего — запишите!), как каждый в вашей семье старается занять в ней свое особое место и что он для этого делает. Эта информация поможет вам учесть интересы каждого и создать в семье атмосферу единения и взаимоподдержки.


Другой метод, который вы можете применить, — это перевести ребенка из одного места в другое. Прежде всего, нужно ласково взять ребенка за руку и отвести в другое помещение (лучше, если это не будет его собственная спальня, так как в его представлении она может ассоциироваться с местом для наказания), затем сказать один и только один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Этой фразой мы даем ребенку возможность контролировать свое поведение изнутри. Если вы скажете: «Выйдешь через пять минут», то «контролером» станете вы и ребенок опять попадет в зависимость от взрослого. Если ребенок выйдет из другой комнаты сразу и будет вести себя как следует — великолепно! Если выйдет и будет продолжать вести себя так же, то немедленно и опять ласково возьмите его за руку и выведите из комнаты столько раз, сколько необходимо. Проявляйте терпение и настойчивость.

Когда моему сыну Тайлеру было два с половиной года, я пригласила друзей пообедать. За обедом Тайлер стал безобразно вести себя, я попросила его перестать, он успокоился на несколько секунд, а затем его поведение стало еще хуже. Я спокойно взяла его за руку, вывела в другую комнату и сказала: «Когда успокоишься, можешь вернуться». Он тут же вернулся и продолжал вести себя так же плохо. Я снова отвела его в другую комнату, но на этот раз ничего не сказала. Он опять пришел, но поведение его не изменилось. Тут вмешался отец и вывел его. Должно быть, нам пришлось выводить его из комнаты раз четырнадцать. После четырнадцатого раза Тайлер целый час сидел за столом и вел себя гораздо спокойнее.

Прекрасно, если в семейной паре придерживаются одинаковых принципов воспитания. Вы можете чередовать друг друга, а в одиночку часто не можешь сдержаться и даешь волю чувствам. Наверное, вы думаете: «Четырнадцать раз! У кого хватит терпения, чтобы проделывать подобное?!» Да, когда я делала все это впервые, то мне казалось, что я вот-вот сорвусь. Но чем больше я применяла этот метод, тем быстрее исправлялось поведение Тайлера.
Научите ребенка получать от вас внимание без вызывающего поведения. Одна мама, например, научила свою дочь говорить: «Мне не хватает твоего внимания, мама», — вместо того, чтобы капризничать и причинять окружающим беспокойство. Когда дочь говорила эти слова, то мама либо уделяла ей внимание незамедлительно, либо, по взаимной договоренности с ребенком, откладывала это общение на другое время.
Занятый своими делами родитель все-таки может «выкроить» время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок должен получить от него свою «долю» внимания. Можно пообщаться за завтраком или встретиться с ребенком в школе во время перерыва, покататься вместе на роликовых коньках или порыбачить и т. д. Время, проведенное один на один с родителем, для ребенка очень ценно. Ведь ему намного легче поделиться сокровенными мыслями и чувствами, когда он находится наедине с вами. Именно в такие минуты закладывается основа ваших прочных взаимоотношений с ребенком, а если он почувствует, что ваши отношения становятся более близкими и доверительными, то проявит к вам больше уважения и всегда пойдет навстречу. Когда дети получают желаемое внимание по-хорошему, то у них нет нужды добиваться его негативными способами.
...

Главный отличительный признак цели «влияние» от цели «внимание» — как поведет себя ребенок после того, как вы сделаете ему замечание. Если он тут же прекратит плохо себя вести, значит, он достиг своей цели. Ваше внимание он получил. Но если его поведение станет еще хуже, значит, его цель — влияние. Понаблюдайте в это время за выражением лица ребенка. Его взгляд будет вызывающим, в нем вы сможете прочесть примерно следующее: «Может тебе и удастся остановить меня сейчас, но позже я все равно сделаю по-своему!»
Переориентация цели «влияние»
1. Спросите себя: «Как я могу помочь своему ребенку проявить себя в этой ситуации?» Если ваши дети перестают вас слушаться и вы никак не можете на них повлиять, то нет смысла искать ответ на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы взять ситуацию под свой контроль?» Лучше задайте себе такой вопрос: «Как я могу помочь своему ребенку проявить себя в данной ситуации позитивно?»
Однажды, когда Тайлеру было три года, я вместе с ним пошла за покупками в продуктовый магазин примерно в половине шестого вечера. Это было моей ошибкой, потому что мы оба устали, да к тому же я торопилась домой, чтобы приготовить ужин.
Я усадила Тайлера в тележку для продуктов в надежде, что это ускорит процесс выбора покупок. Пока я в спешке ходила между рядами и складывала в тележку продукты, Тайлер начал выбрасывать из нее все, что я туда положила. Сначала я спокойным тоном сказала ему: «Тайлер, перестань, пожалуйста». Он проигнорировал мою просьбу и продолжал свое занятие. Затем я сказала построже: «Тайлер, ПРЕКРАТИ!» Чем больше я повышала голос и сердилась, тем невыносимее становилось его поведение. Более того, он добрался до моего кошелька, и его содержимое оказалось на полу. Я успела схватить Тайлера за руку, когда он уже поднял банку с томатами, чтобы бросить ее на содержимое моего кошелька. В то мгновение я поняла, как трудно бывает сдерживать себя. Я готова была вытрясти из него всю душу! К счастью, я вовремя осознала, что происходит. Я сделала несколько шагов назад и стала считать до десяти; этот прием я использую, чтобы успокоить себя. Когда я считала, до меня дошло, что Тайлер в этой ситуации выглядит каким-то совсем беспомощным. Во-первых, он устал, и его насильно усадили в эту холодную жесткую тележку; во-вторых, его измотанная мать носилась по магазину, выбирая и укладывая в тележку совсем не нужные ему покупки. Поэтому я спросила себя: «Что я могу сделать, чтобы Тайлер проявил себя в данной ситуации позитивно?»
Я решила, что лучше всего посоветоваться с Тайлером, что нам надо купить. «Как ты думаешь, какой корм понравится нашей Снупи больше всего — тот или этот?», «Как ты думаешь, какие овощи папе понравятся больше?», «А сколько баночек супа нам купить?» Мы и не заметили, как обошли весь магазин, и я поразилась, каким помощником стал для меня Тайлер. Я даже подумала, что кто-то подменил мне ребенка, но тут же поняла, что изменилась я сама, а не мой сын. А вот еще один пример того, как дать вашему ребенку возможность по-настоящему проявить себя.
Одной маме никак не удавалось приучить трехлетнюю дочь надевать ремень безопасности в машине. Из-за этого она часто приезжала на работу взвинченная и с опозданием. Она задала себе вопрос: «Как можно помочь ребенку проявить себя позитивно в этой ситуации?» И ей пришла великолепная идея. Она решила сделать ребенка «капитаном корабля», ответственным за ремни безопасности. Другими словами, мама не имела права вести машину до тех пор, пока не получала разрешения от своей дочери («капитана») после того, как все в машине пристегнули ремни.

Узаконьте поведение, которое не можете изменить.
У одной мамы было четверо детей, которые упорно рисовали мелками на стенах, невзирая ни на какие увещевания. Тогда она оклеила детскую ванную комнату белыми обоями и сказала, что они могут рисовать на них все, что захотят. Когда дети получили это разрешение, то, к великому маминому облегчению, стали ограничивать свои рисунки пределами ванной комнаты. Когда бы я ни заходила к ним в дом, то никогда не оставляла без внимания ванную, потому что разглядывать их художества было очень любопытно.
У одной учительницы была такая же проблема с детьми, которые пускали самолетики, сделанные из бумаги. Тогда она посвятила часть времени на уроке изучению аэродинамики. К большому удивлению учительницы, ученическая увлеченность бумажными самолетиками пошла на убыль. По неведомой причине, когда мы «изучаем» плохое поведение и пытаемся его узаконить, оно становится менее желанным и забавным.
 
Если вы зашли в тупик и никак не можете повлиять на ребенка, спросите его: «Я понимаю, что ты считаешь, что нужно сделать так-то и так-то. Но как быть со мной?» Когда дети увидят, что вы заинтересованы в их делах так же, как в своих собственных, они более чем охотно помогут вам найти выход из ситуации.
 
Будучи родителями, мы снова и снова пытаемся исправить то или иное поведение детей, применяя один и тот же метод, которым всегда до этого пользовались, а потом удивляемся, почему ничего не получается. Мы можем изменить подход к проблеме и предпринять неожиданный шаг. Часто этого бывает достаточно, чтобы изменить негативное поведение ребенка раз и навсегда.
Вот мaмa, осыпaя своего сынa Томми шлепкaми, говорит: "Сколько рaз я тебе говорилa, чтобы ты не рaспускaл свои руки!"
Мaмa хочет, чтобы Томми не использовaл свою силу кaк средство решения проблем. А Томми может истолковaть мaмин метод по-своему и сделaть тaкой вывод: "Нaсилие - необходимо. Дaже мaмa не может без него обойтись, я просто покa еще не тaкой сильный, кaк онa".
 
ПРОЯВЛЯЙТЕ ТВЕРДОСТЬ В ОТНОШЕНИИ СВОИХ ПРАВ
Обычно мы обижaемся нa детей потому, что сaми в кaкой-то мере позволяем им посягaть нa нaши прaвa.
Пример.
Мaмa с подругой беседуют зa чaшкой кофе. Пятилетняя Сюзи подбежaлa к мaме и скaзaлa: "Мaмa, где мои туфли?" Мaмa спокойно ответилa: "Нaверху, в твоей комнaте". Через минуту Сюзи сновa вбегaет в комнaту: "Я не могу нaйти их!" Мaмa нaчинaет сердиться, что ее перебивaют. С рaздрaжением онa говорит: "Сюзи, они в твоей комнaте, a теперь иди и нaйди их!", a про себя думaет: "Мне дaже не удaется поговорить с собственной подругой в спокойной обстaновке!". Тем не менее, мaмa не зaщитилa свои собственные прaвa. Онa лишь вырaзилa свое недовольство поведением Сюзи.
Мaмa возобновляет рaзговор с подругой, Сюзи возврaщaется через несколько минут и дергaет мaму зa руку: "Мaмa, их тaм тоже нет!" Мaмa опять отвлеклaсь от рaзговорa и скaзaлa Сюзи: "Вот что, Сюзи, тебе дaвно порa нaучиться клaсть свои вещи нa место, чтобы ты всегдa моглa их нaйти!"
Сюзи сновa убегaет в свою комнaту, чтобы еще рaз попытaться нaйти свои туфли. Еще через несколько минут онa сновa возврaщaется к мaме, всхлипывaя: "Мaмa, (всхлипывaние) я никaк не могу нaйти туфли…" Нa этот рaз мaмa не вытерпелa и взорвaлaсь: "Если ты перебьешь меня еще рaз, дорогaя моя, я зaкрою тебя в комнaте, и у тебя будет достaточно времени, чтобы нaйти свои туфли!"
В этом примере мaме не удaлось внушить дочери, что онa имеет прaво спокойно поговорить со своей подругой. Мaмa возмутилaсь и, в конечном итоге, пригрозилa Сюзи нaкaзaнием. А вот aльтернaтивный подход, который позволяет мaтери зaщитить свои прaвa.
В то время кaк мaмa со своей подругой ведут рaзговор зa чaшкой кофе, в комнaту вбегaет Сюзи и спрaшивaет: "Мaмa, где мои туфли?" Мaмa отвечaет: "Сейчaс я зaнятa. Я помогу нaйти их тебе, когдa зaкончу", "Но мaмa! - жaлобно пристaет Сюзи. - Я не могу их нaйти, и я хочу, чтобы ты помоглa мне!" Мaмa протягивaет руку и лaсково глaдит Сюзи по спине, не говоря ей больше ни словa и не прерывaя рaзговор со своей подругой. Сюзи постоялa кaкое-то время с удивленным вырaжением нa лице, зaтем рaзвернулaсь и ушлa.
Здесь мaмины действия говорят о следующем: "Я увaжaю себя, и не позволю тебе перебивaть меня, но все же я тебя люблю". Мaмa продемонстрировaлa Сюзи обрaзец того, кaк можно зaщищaть свои прaвa, проявляя твердость и любовь одновременно.

(Нашла подтверждение своего мнения ;)) Разница в возрасте
Промежуток времени между рождением детей также способен оказывать влияние на их взаимоотношения. Полуторагодовалый ребенок с появлением в семье маленькой сестренки должен еще постоять за себя, чтобы остаться для родителей «подающим большие надежды». Но уже четырехлетний с появлением малютки может взять на себя роль «супернадежного» ребенка в семье, помогая маме присматривать за младшим ребенком.
В семье, где есть дети семи и восьми лет, а также двухгодовалый ребенок, вы можете столкнуться с тем, что дети старшего возраста образуют своеобразный «альянс» и «дополняют» родителей в воспитании двухлетнего малыша. В этом случае младшенькому очень легко стать «очаровашкой», который потребует от других делать все за него.
Поэтому следите, чтобы каждый ваш ребенок соответствующим образом, вписывался в «семейные рамки».
 
Пол
В результате нашего традиционного подхода к воспитанию, мы зачастую относимся к мальчикам совсем не так, как к девочкам. Мы привыкли поощрять в мальчиках агрессивность и непреклонность, а в девочках — зависимость и покорность. Эти роли со временем менялись, но у нас по-прежнему существует мало воспитательных приемов, говорящих о полном «равноправии» полов. То, какими мы хотим видеть своих детей в этом отношении, и наше собственное невежество в этом вопросе оказывают глубокое влияние на самосознание детей.
В семье Джонсонов есть восьмилетний мальчик и шестилетняя девочка. Когда обиженный мальчик начинает плакать, то родители в ответ на это говорят: «Перестань, ты же большой мальчик!» При этом девочку, при тех же обстоятельствах, родители успокаивают, а ее слезы принимаются как само собой разумеющееся.
В такой ситуации сына учат скрывать свои чувства и влиять на людей с позиции силы. Девочку учат оказывать влияние на окружающих, пользуясь беспомощностью и зависимостью. Большинству детей не хватает сбалансированности своих качеств, когда неприступность и уязвимость, открытое, искреннее выражение своих чувств гармонично дополняют друг друга. Вернемся к уже приведенному примеру и попытаемся изменить родительскую реакцию на поведение детей. Может быть, таким образом мы поможем им найти эту гармонию: не важно, кого обидели и кто плачет, наш сын или наша дочь, родителям необходимо признать их боль и дать возможность поплакать, затем помочь обоим найти способ облегчить боль и найти взаимопонимание. Исключите употребление избитых выражений, которые мы автоматически высказываем нашим детям, — это также будет хорошим шагом на пути к выработке в них новых качеств, присущих как мужчинам, так и женщинам.

Когдa вaш ребенок ошибaется, избегaйте делaть ему зaмечaния. Это зaстaвит его впоследствии скрывaть свои ошибки, обмaнывaть или свaливaть вину нa других и опaсaться рисковaть.
Нaм, родителям, свойственно оберегaть детей от совершения ошибок. Когдa они все же ошибaются, мы чaсто упрекaем их зa это или сaми стaрaемся решить их проблемы. Иногдa мы дaже жaлеем ребенкa, который сделaл ошибку, и, в результaте, нaчинaем утешaть: "Все нормaльно, мaмa сaмa все улaдит". Тaкие методы не нaучaт нaшего ребенкa отвечaть зa свои ошибки. Ошибки игрaют существенную роль в познaнии мирa и являются неотъемлемой чaстью сaмой жизни. Не ошибaется только тот, кто ничего не делaет.
Я предлaгaю вaм пять советов, сводящих к минимуму знaчимость совершaемых ребенком ошибок и повышaющих пользу, которую ребенок может из них извлечь.
 
1. "В следующий рaз…" Если у ребенкa что-то не получилось, особое знaчение придaвaйте тому, кaк это можно сделaть в следующий рaз. Чрезмернaя озaбоченность по поводу того, что уже произошло, только зaстaвит ребенкa искaть опрaвдaния. А сделaв особое удaрение нa то, кaк это можно сделaть в следующий рaз, вы зaклaдывaете основу сaмосовершенствовaния ребенкa. Он поймет, что откaз от зaдумaнного или свaливaние своей вины нa других не приведут к решению проблемы.
Вы вряд ли нaучите своего ребенкa делaть что-либо прaвильно, если будете говорить ему: "Ты тaкой неловкий, что дaже не можешь нaлить себе в стaкaн молокa, не рaсплескaв его". Или бросaть нa него взгляд, полный пренебрежения по поводу его неудaчи. Более эффективной ответной реaкцией может быть тaкaя фрaзa: "Кaк, по-твоему, лучше держaть пaкет, чтобы в следующий рaз молоко не пролилось мимо стaкaнa?"
2. Отделяйте поступок от того, кто его совершaет. Свое недовольство вырaжaйте тaким обрaзом, чтобы помочь ребенку осознaть, что дело не в том, что вы не любите его, a в том, что вaс не устрaивaет его поведение:
"Я сержусь нa тебя, когдa ты зaбывaешь о своих домaшних обязaнностях", a не тaк: "Ты - плохой мaльчик".
3. Предостaвьте вaшему ребенку еще один шaнс. Это дaст ему понять, что вы верите в то, что он может улучшить свои действия.
"Вчерa, обедaя в общей комнaте, ты остaвил после себя беспорядок! Сегодня я не рaзрешaю тебе тaм есть, a зaвтрa - можешь сновa попробовaть".
4. Риск - блaгородное дело. Сколько стоит сегодня куриное яйцо? Нaшa чрезмернaя опекa может пaгубно отрaзиться нa воспитaнии ребенкa, и он перестaнет доверять сaмому себе. Нaш риск чaсто компенсирует конечный результaт, и рaзбитое яйцо вaм обойдется нaмного дешевле, чем постоянные испрaвления одной и той же ошибки ребенкa. Ведь профилaктикa болезни нaмного дешевле ее лечения. Скaжите лучше тaк:
"Джессикa, выложи, пожaлуйстa, эти яйцa в холодильник", a не тaк: "Ни в коем случaе не трогaй эти яйцa. Ты можешь рaзбить их".
5. Зaдaвaйте вопросы. Спокойно и лaсково зaдaвaйте вопросы, которые помогут вaшему ребенку понять причину его неудaчи и сaмому догaдaться, кaк следует сделaть это прaвильно: "Что нового ты узнaл для себя? Что ты сделaешь по-другому в следующий рaз? Что произойдет, если…" Делaйте это в ненaвязчивой форме, без претензий нa то, что вы хотите преподaть ребенку урок.
Кому из нaс достaвляет удовольствие быть свидетелем неудaч нaших детей? Тем не менее, мы порой дaем им столько рaзных укaзaний, кaк уберечь себя от неудaч, что это, в конце концов, просто сбивaет их с толку. Чaсто мы стaвим под сомнение их способность сделaть что-то успешно без нaшей помощи.
Не всегдa можно дaть ребенку тaкое нaпутствие, которое убережет его от возможной неудaчи и в то же время поможет почувствовaть себя увереннее. Нaводящими вопросaми сориентируйте их тaк, чтобы они сообрaзили, в чем причинa первой из неудaч: "Кaк ты думaешь?" и "А что произойдет, если…" Помогaя детям рaзвивaть чувство уверенности в их способностях, мы можем свести до минимумa ошибки и неудaчи.

И еще:

Жaлость - плохой помощник
Если вы будете жaлеть ребенкa, то он приучится решaть свои проблемы, вызывaя к себе вaшу жaлость. К тому же это - окольный способ вовлекaть других в решение собственных проблем. Это может привести к тому, что, стaв взрослым, вaш ребенок будет использовaть в собственных интересaх свое подaвленное состояние.
 
Избaвьте ребенкa от унижений
Временaми, когдa родители чувствуют, что их усилия подчинить себе ребенкa ни к чему не приводят, они прибегaют к aвторитaрным методaм воздействия, умaляющим чувство собственного достоинствa ребенкa.
"Если ты не прекрaтишь писaть в штaны, я зaстaвлю тебя носить в школу подгузники!"
"Почему ты всегдa остaвляешь после себя ужaсный беспорядок? Ты тaкой неряхa!"
"Ты никогдa не приходишь вовремя. А теперь остaвь своих друзей и сейчaс же иди домой!"
Унизив ребенкa, мы, может быть, и добьемся от него того, чего хотели, но это будет только временным явлением. Побочные эффекты унижения - неуверенность в себе, желaние отомстить и недоверие к нaм. Они проявляются особенно сильно, когдa мы унижaем детей в присутствии их друзей. Будьте осторожны в использовaнии тaких слов, кaк "всегдa" и "никогдa". Они являются преувеличенными и основaтельно портят нaши отношения с детьми.
 
Критикa рaботaет против вaс
Критикa зaстaвляет человекa обороняться, искaть опрaвдaний и не способствует испрaвлению совершенных ошибок. Когдa людей критикуют, они стaновятся нервными и неподaтливыми. А в нaпряженном состоянии трудно внимaтельно слушaть и извлекaть из своей ошибки урок нa будущее.
От нескончaемого стремления покритиковaть можно избaвиться только в том случaе, если вы зaложите поощрительную основу в вaшей системе воспитaния. Недaром директор одной из школ в Кaлифорнии требует от своих учителей отпрaвлять к нему в кaбинет пятерых учеников зa примерное поведение, прежде чем они смогут отпрaвить тудa одного зa плохое.

 





Яндекс.Метрика