пятница, 31 января 2014 г.

Кармашкины книжки

В возрасте от полутора до двух лет активно читали Кармашкины книжки (обучение чтению целыми словами).
Потом очень надолго их забыли.
И вот на днях решила дать попробовать ему прочитать (ведь по кубикам, да и не только, уже неплохо читает). А эти книжки прямо и созданы для первого чтения.
Отлично получилось! Но не надолго его хватило, буквально на 3 странички :)

а
Книжки построены по принципу - текст и картинки на разных разворотах, точнее - предложение, а на следующем развороте это предложение в картинке. По-моему, очень удачная "придумка".





Книжки еще интересны тем, что в них можно рисовать и стирать.
Для каждой картинки - несколько заданий-вопросов, которые озвучивает мама/папа для малыша.


четверг, 30 января 2014 г.

Играем с палочками Кюизенера

Новая волна с палочками, а именно - переходим в первую десятку.
До этого просто складывали "примеры" в пределах десяти.
Решила попробовать выйти за десятку - понравилось! Особенно процесс записывания на бумажке примера и решения его на палочках.
На видео.


Составляли друг другу примеры по очереди. 
Я объяснила, что если мы подставили оранжевую 10-ку, а ее не хватило и нужно что-то добавить, то мы сразу записываем единичку в ответе - это десятка. Теперь нужно найти остаток - это количество единиц.
На втором примере он сразу уже назвал двузначное число. Сообразил :)

Никите уж очень понравились соединяемые палочки. Он составляет пример, поднимает вверх соединенную палочку и говорит -"вот, какой я пример тебя составил!"

А еще строим из палочек поезда, а потом их измеряем счетным набором. На видео.
 

Продолжаем играть с пособиями Никитиных

Никита уже подустал от "сложи квадрат", то есть от самостоятельного складывания.
Теперь работает "кто первый" :)
Вариант 1: собрать раньше планшетку с 6-ю квадратами
Вариант 2: кто соберет больше квадратов без планшеток.

И еще сегодня удалось его "раскрутить" на "сложи узор" по схеме (сделала несколько сама). Согласился собирать, после того, как я предложила ему выбрать схему. 
Пока помогаю, самому сложно.
По схемам из книжки, которая прилагается к пособию, совсем невозможно собирать - очень мелко и совсем непонятно. Я распечатала с сайта Никитиных такие - лучше, но не супер. Нужно крупнее и с четкими границами кубиков (для начала).





Можно ли воспитать ребенка на мультфильмах?

FORBES WOMAN

Ролевая модель: можно ли воспитать ребенка на мультфильмах?

14:35 15.11  | Елена Николаева
Почему для детей важно смотреть мультфильмы вместе с родителями
Воспитывают ребенка не мультики, а родители. Не стоит оставлять ребенка один на один с айпадом и мультиком. Потому что он может иначе понять, по-своему интерпретировать то, что видит. Лучше смотрите мультфильмы вместе и обсуждайте потом сюжет и поступки героев. Это будет лучшим воспитательным процессом. Воспитание посредством мультфильмов состоит в том, что ребенок смотрит на картинку глазами взрослого и таким образом учится.

С какого возраста

На сегодняшний день число детей с логопедическими проблемами даже больше, чем после войны. И объясняется это тем, что дети смотрят мультфильмы, где много рисованных героев с неправильной мимикой. В возрасте от двух до трех ребенок учится правильно говорить. И делает это, прежде всего наблюдая за мышцами лица взрослого человека. А если ему все время включать мультики (мол, пусть будет занят хоть чем-то), то он будет копировать за героями манеру говорить. Я бы советовала не заострять внимания на мультфильмах, если вашему ребенку меньше трех лет, а как можно больше времени проводить вместе. И только когда ребенок научится «качественно» говорить, тогда уже можно смотреть мультфильмы.

За и против

Некоторые родители стараются вообще не показывать детям мультфильмы. И это тоже неправильно. В детском саду, на площадке, в общении со сверстниками у ребенка происходит социализация, и каждый занимает определенную иерархию в сообществе детей. Тот, кто ничего не знает о том, что знают все, безусловно, окажется на периферии этого сообщества. Да, такой ребенок наверняка будет здорово смотреться в обществе взрослых, но ведь ему нужно учиться взаимодействовать и с детьми.

Как ограничить просмотр

Как быть, если ваш ребенок требует мультфильмы еще и еще? Все очень просто — рекомендую замечательную книгу «Французские дети не плюются едой». В ней говорится о том, что ребенок с самого раннего детства должен знать правила. И эти правила ему не орут в какой-то неподходящий момент, а проговаривают заранее. Например, когда мама идет в магазин с ребенком, она предупреждает его, что на покупки есть строго определенная сумма денег. Так же и с мультфильмами — надо предупредить ребенка, что мультик смотрится «от сих до сих» и только после того, как он выполнит определенные требования. Родителям нужно четко осознать центральную мысль — у ребенка столько прав, сколько обязанностей. Нет обязанностей — тогда нет никаких прав. Если ребенок хочет «завоевать» себе больше просмотров мультфильмов, он должен взять на себя определенную обязанность. К примеру, ваш ребенок говорит, что хочет посмотреть мультики больше, чем положено. В таком случае скажите ему, что вечером он должен будет уснуть самостоятельно, без чтения книжек, потому что иначе у вас не хватит на это времени. То есть должен быть определенный регламент: «Мы смотрим мультики, потом мы вместе читаем книжку, потом ты ложишься спать. А если ты хочешь больше посмотреть мультики, тогда мы меньше читаем». Если ребенку дорого чтение и времяпрепровождение с вами, он всегда будет помнить об этом. Но если вы что-то пообещали, потом никогда не обманывайте — нельзя манипулировать ребенком, потому что тогда он начнет манипулировать вами.

Топ-5 мультфильмов

Если бы я составляла топ-5 мультфильмов, то на первое место поставила бы серию о «Муми-троллях». Этот мультфильм построен с точки зрения психоаналитической концепции. Там есть, конечно, ирония по поводу папы, но мама ведет себя вполне адекватно, никогда не совершает ошибок. Кроме того, там заложен очень хороший посыл — «каждый должен делать что-то для другого». На второе место я бы поставила мультфильмы по рассказам Носова, на третье — «Винни Пуха». Чем хороши эти мультфильмы  — в них есть подтекст. Еще мне нравятся «Смешарики» и «Лунтик» — дети всегда позитивно воспринимают мультфильмы, где действия героев похожи на поступки самого малыша. К тому же им нравятся персонажи с большой головой, они ассоциируют их с собой. Также могу отметить мультфильмы про «Львенка и черепаху», «Льва Бонифация», «Кота Леопольда».

Слово матерям

Татьяна Булыгина, руководитель лектория «Прямая речь», двое детей:
Предложи ребенку на выбор просмотр мультфильмов или совместную игру, он, конечно же, выберет игру! Мультики — замена личного общения. Мои дочки смотрят их, только когда нам, родителям, очень-очень некогда. В нашей домашней коллекции есть душевные, красиво отрисованные «Эрнест и Селестина», «Ангелина балерина», шедевры Миядзаки. В них нет однозначно «плохих» и «хороших» героев, они не вырабатывают стереотипов и не создают у ребенка уверенности, что если кота стукнуть молотком по голове, через пару минут он выпрямится и побежит дальше… Мультфильм, тем более полнометражный, не должен стать обыденностью, тем, что смотрят с планшета на заднем сиденье машины по дороге из школы. Все понимаю про цифровой век, но детей-то надо удерживать в реальном. Поэтому мы стараемся обставить поход «на мультик» как семейное событие — запоминающееся и радостное. Жаль только, что кинотеатры оккупировала безжизненная компьютерная анимация. Не хочу, чтоб мои дети привыкали к такой картинке. Им ведь что ни покажешь, то они и смотрят. Я, например, часто включаю балетные спектакли. И детям нравится, им кажется, что это нормально — балет на экране. 

Евгения Белонощенко, основатель сети детских развивающих клубов «Бэби-клуб», четверо детей:
Мои дети обожают мультики: Марта любит диснеевскую «Мулан» (про смелую китаянку, которая спасает свой народ), Яна — «Котов-аристократов» (про приключения благородной кошки и кота-хулигана). Вместе мы смотрим работы японского режиссера Хаяо Миядзаки, они учат добру, заботе и нежности. А вот что не нравится моим детям — так это кукольные мультфильмы, в них нет динамики. 

Наталия Барщевская, частный инвестор, четверо детей:
Мы предпочитаем советские мультфильмы: «Маугли», «Cнежная королева», «Карлсон, который живет на крыше», «Морозко», «Аленький цветочек», «Крошка енот» и т. п. Наши дети с удовольствием смотрят их, не отвлекаясь ни на секунду, да и мы с мужем ностальгируем по детству. 
Мы живем не в России, и, показывая советские мультфильмы, я прививаю детям еще и любовь к русской культуре. К тому же они формируют некие ориентиры, объединяющие детей и родителей. Из российских современных мультфильмов могу отметить серию про «Трех богатырей». Конечно, мы смотрим и иностранные мультики. Сыновья в детстве очень любили «Тома и Джерри», да и я тоже с удовольствием с ними смотрела. Периодически мы ходим вместе в кинотеатры (на «Шрека», «Ледниковый период», «Мадагаскар»). 
А вот что мне совсем не нравится, так это «Симпсоны», «Бивис и Батхед» и фильмы, снятые по комиксам, — они примитивные, злые, не носят воспитательного характера и не вызывают в детях ничего, кроме агрессии.

Анастасия Татулова, владелец сети кафе «Андерсон», двое детей:
Когда дети росли, мы старались показывать им отечественные мультфильмы. Моему младшему сыну очень нравился «Остров сокровищ», он буквально фанател от него. Оба сына с удовольствием смотрели «Приключения капитана Врунгеля». Сейчас, когда они стали старше, смотрим популярные иностранные мультики: «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Шрек». Но не все зарубежные работы мне нравятся. Я категорически против японской анимации (она может искалечить психику ребенка) и того, что показывают по каналу «2х2». 

Записали: Ольга Чижова, Полина Санаева

Семь ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами

FORBES WOMAN

Семь ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами

02:52 28.01  | Кэйти Каприно
Американский эксперт о том, как родители невольно подводят своих детей.

Безграничная любовь к собственному ребенку не является гарантией от ошибок при его воспитании. Излишняя ласка и непрошеная помощь часто мешают развитию независимой личности.
Эксперт по лидерству, автор 25 книг, основатель и президент организации Growing Leaders («Растущие лидеры») Тим Элмор из США выделил семь поведенческих моментов взрослых, которые могут навредить развитию лидерских качеств у детей. А также уменьшают их шансы добиться успеха в бизнесе и в личной жизни.

1. Мы лишаем детей возможности ощутить риск

Мы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Лозунг "Безопасность превыше всего" усиливает наш страх потерять детей, поэтому мы окружаем их всеобщей заботой. Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями. Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения. Исключая риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие, заносчивость и низкую самооценку в будущем.

2. Мы слишком быстро приходим на выручку

Сегодняшнее поколение молодых людей не развило в себе некоторые умения, которые были присущи детям 30 лет назад. Когда мы слишком скоро приходим на помощь и чрезмерно окружаем ребенка "заботой", мы лишаем его необходимости самому искать выход из сложных ситуаций. Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то их всегда спасает: «Если я ошибусь или не достигну цели, то взрослые исправят и разгребут последствия». Хотя в действительности мир взрослых отношений устроен совершенно иначе. Ваши дети рискуют оказаться неприспособленными к взрослой жизни.

3. Мы слишком сильно выражаем восторг

Тенденция к повышенной самооценке присутствует в обществе. Правило "каждый участник получает кубок" позволяет ребенку почувствовать себя особенным. Но исследования современных психологов показывают, что такой метод поощрения имеет непредвиденные последствия. Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, – это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью. Со временем такой ребенок учится жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать сложной реальности. Потому что он просто не приспособлен к столкновениям со сложностями.

4. Мы позволяем чувству вины затмевать хорошее поведение

Ваш ребенок не должен любить вас каждую минуту. Ему предстоит преодолеть много неприятностей в этой жизни, но может помешать избалованность. Поэтому говорите детям "нет" и "не сейчас", чтобы они учились бороться за свои желания и потребности. Если в семье несколько детей, родители обычно считают несправедливым награждать одного ребенка и оставлять обделенным другого. Но награждать всех и всегда нереалистично. Такими действиями мы упускаем возможность показать детям, что успех зависит от наших собственных усилий и благих поступков. И дважды подумайте, прежде чем вознаграждать детей поездками в торговые центры. Если ваши отношения основаны только на материальных стимулах, дети не будут чувствовать ни внутренней мотивации, ни безусловной любви.

5. Мы не делимся ошибками из собственного прошлого

Настанет время, когда здоровый подросток обязательно пожелает "расправить крылья" и набить собственные шишки. И взрослый должен разрешить ему сделать это. Но это вовсе не означает, что мы не будем помогать детям ориентироваться в неизвестных вещах и событиях. Поделитесь с детьми ошибками, которые вы совершали в их возрасте, но избегайте излишних нравоучений про курение, алкоголь и наркотики. Дети должны быть готовы к встрече с неприятностями и уметь отвечать за последствия своих решений. Расскажите им, что вы чувствовали, когда столкнулись с похожими обстоятельствами, чем руководствовались в поступках, какие уроки усвоили. 

6. Мы ошибочно принимаем понятия «интеллект» и «одаренность» за «зрелость»

Интеллект часто используется в качестве меры зрелости ребенка, и в результате родители предполагают, что умный ребенок готов к реальному миру. Это не так. Некоторые профессиональные спортсмены и молодые звезды Голливуда, например, обладают огромным талантом, но все же попадают в публичные скандалы. Не считайте, что ваш ребенок талантлив во всем. Не существует волшебного "возраста ответственности" или руководства о том, когда ребенку пора давать какие-то конкретные свободы. Но есть хорошее правило - наблюдать за другими детьми такого же возраста. Если вы замечаете, что ровесники вашего ребенка гораздо более самостоятельны, то, возможно, вы сами сдерживаете развитие у него независимости. 

7. Мы сами не делаем того, чему учим детей

Как родители, мы должны моделировать ту жизнь, которую желаем для наших детей. Сейчас именно мы — лидеры своей семьи, поэтому должны придерживаться правды в отношениях с окружающими. Следите за своими проступками, даже мелкими, потому что за вами наблюдают ваши дети. Если вы не идете в обход правил, то дети будут знать, что это неприемлемо и для них. Покажите детям, что значит всецело и с удовольствием помогать другим. Делайте людей и места лучше, чем они были до вас, и ваши дети будут делать так же.

Счетные палочки Кюизенера. Как играть?


ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА  
(Информация взята из книги «СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ЛОГИКИ И МАТЕМАТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»  Р. Л. Непомнящая)


Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером (Georges Cuisenaire). Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Эффективное применение палочек  Кюизенера возможно в сочетании с другими
пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д.

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к
изучению школьной алгебры.

Набор содержит 74 палочки (у разных производителей разное количество палочек); каждая палочка делается из дерева или пластика и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением (или без него), равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.
Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» (красный, фиолетовый, коричневый) входят числа, кратные двум, «семейство сине-зеленых» (светло-зеленая, темно-зеленая, синяя) состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета (желтый, оранжевый). Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.

УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку
следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно
несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.

Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Игровые элементы и упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить
лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-
коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д.

Упражнения (от простого – к сложному):

1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю,
светло-зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, фиолетовую, оранжевую, темно-зеленую палочки.
2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет
каждой палочки.
3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди
взятых палочек палочки одинакового цвета.
4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и
скажи, какого она цвета.
5. Перечисли цвета всех палочек на столе.
6. Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.
7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился
поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; оранжевой и
черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
9. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. 'Какие они по длине?
Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
10. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их
друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
11. Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины.
12.Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной
длины. Какого они цвета?
13.Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка. (Вначале для контраста предлагают палочки контрастных размеров.)
14. Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, Светло-зеленая или фиолетовая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы с одной стороны, проверь свой ответ.
15. Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной, короче
желтой и т.д.
16. Я спрятала палочку длиннее темно-зеленой. Назови, какую палочку я спрятала.
(Черную). Теперь покажи ее.
17.Назови и покажи все палочки длиннее (короче)... (Называется цвет любой
палочки.)
18.Сделай лестницу из белой, красной и светло-зеленой палочек. 




Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)? Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.





19.Составь лесенку из оранжевой, коричневой и темно-зеленой палочек. 



Найди среди них место для синей и черной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спускаясь, назови цвета каждой ступеньки.

20.Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
21. Упражнение в игровой форме: «Угадай, какую палочку я выбрала?». Ведущий
выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме ее цвета. Ответ на вопрос дается: «да», «нет». Например: «Эта палочка короче желтой?» — «Нет». Значит, речь идет не о белой, красной, светло-зеленой или фиолетовой палочках. Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную (задуманную) ведущим.
Варианты разной сложности:
      А. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».
    Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные), но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя.
      В. Игра протекает исключительно в плане представлений.
22.Составь одну палочку из красной и фиолетовой так, чтобы красная была справа (из синей и коричневой так, чтобы коричневая палочка была левее синей; из белой,
красной и желтой так, чтобы белая была посередине; из синей, черной, коричневой так, чтобы черная была в середине, а синяя справа; из красной, желтой, черной так,
чтобы красная была справа, а желтая слева).
23.Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного вагонов так, чтобы оранжевый был левее коричневого, а коричневый левее красного.



Какой вагон левее: красный или коричневый?





24.Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо.
25.Возьми по одной палочке каждого цвета и, положив их друг на друга на плоскости, сделай лесенку. Какая палочка ниже: красная или оранжевая (красная или синяя)? Какая из палочек выше: желтая или синяя (светло-зеленая или красная)? Какая палочка лежит между темно-зеленой и коричневой? Какая палочка лежит над черной? под желтой? выше всех? ниже всех?
26.Возьми по одной палочке каждого цвета и разложи их по порядку: внизу самая
длинная, а вверху самая короткая. Угадай, какого цвета палочка, если она лежит ниже оранжевой, но выше коричневой (ниже черной, но выше желтой), между оранжевой и
коричневой, посередине, в самом низу, вверху.
27.Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
28. Возьми две самые короткие палочки. Придвинь белые палочки близко друг к другу,
чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Красная палочка — это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
29. Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. 



Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны светло-зеленой. Светло-зеленая палочка — это число «три». (По аналогии вводятся все остальные числа до 10.)



30. Упражнение в игровой форме «Назови число — найди палочку». Ведущий
называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, красная — два, светло-зеленая — три  и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
31. Упражнение в игровой форме «Найди пару». Варианты:
     А. К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно).


     Б. К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
   В.  К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.
32. Составь поезд из каких хочешь палочек. Посади в каждый вагон столько пассажиров (игрушек), какое число им обозначается. Рядом с ним поставь нужную карточку с кружочками (цифрой). Сколько пассажиров в первом (втором и так далее) вагоне? Почему? В каком вагоне пассажиров много (мало, больше, меньше)?
33. Возьми любую палочку из набора. 


Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).




34. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).
35. Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, cоставленные вместе, они были равны по длине моей палочке. 

Продолжай составлять ковер из нескольких палочек.
Варианты разной сложности:
     А. Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
     Б. Ковер делается из как можно большего числа полос.
     В. Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
     Г. Составляется ковер из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, розовую или бордовую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
      Д. К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
    Е. То, что выложено из палочек, «записывается» с помощью карточек с цифрами и знаками.
36. Из двух вагонов составь поезд такой же длины, как желтая (темно-зеленая, оранжевая и так далее) палочка.
37. Возьми фиолетовую, красную, черную палочки. 



Составь поезд такой же длины из каких-либо двух палочек.



38. Положи на стол белую, красную, желтую, оранжевую палочки. Составь поезд
такой же длины из каких-либо трех палочек.
39. Из каких одинаковых палочек можно составить коричневую (темно-зеленую, синюю, оранжевую) палочку?
40. Из каких трех одинаковых палочек можно составить темно-зеленую (оранжевую, фиолетовую) палочку?
41. Составь поезд из синей и белой, красной и желтой, светло-зеленой и черной, фиолетовой и красной; двух желтых; белой, красной и желтой; черной и трех белых палочек. Найди в наборе палочку такой же длины, как составленный поезд.
42. Положи по одной палочке каждого цвета друг под другом — от самой короткой к
самой длинной. Подровняй их с одной стороны. Какой одной палочкой можно до
полнить меньшую до большей? Дополни белую палочку до каждой из остальных только одной палочкой.
43.Дополни одной палочкой белую до желтой



(красную до черной, красную до коричневой, желтую до оранжевой).



44.Из каких палочек можно составить число? (Называется число в пределах 10).
Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек. Составь число
(указывается число) из палочек определенного цвета.
46. Пусть один поезд будет из желтой, а другой из коричневой палочки. Какой поезд
длиннее (короче)? Какой вагон надо прицепить к короткому поезду, чтобы он стал такой же длины, как длинный поезд?
47.Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой — из трех красных. 



Какой поезд будет длиннее? На сколько?






48.Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой — из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине?
49. Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая — другой. Как можно уравнять длины поездов?
50. Составь поезд так, чтобы: в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором 9 белых вагонов (в первом — 2 фиолетовых, а во втором — 3 светло-зеленых вагона). На сколько вагонов один из поездов короче другого?
51. Поезд состоит из красного и фиолетового вагонов. Составь поезд из белых вагонов так, чтобы он был на один белый вагон короче (длиннее) первого поезда.
52. Составь поезда так, чтобы в одном из них было три красных вагона, а другой,
состоящий тоже из красных вагонов, был на один вагон длиннее (в одном из них было 8 красных вагонов, а другой, состоящий тоже из красных вагонов, был на 4 вагона короче).
53. Составь поезд из оранжевого и коричневого вагонов. Замени коричневый вагон
красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
54. Поезд состоит из синего и коричневого вагонов. Замени один вагон светло-зелеными, а другой — фиолетовыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
55. Сколько желтых палочек в оранжевой (коричневой, фиолетовой, темно-зеленой)?
56. Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
57. Составь темно-зеленую палочку из одинаковых палочек разными способами.
58. Сколько уложится в дорожке (длиной 10 сантиметров) белых (красных, желтых,
оранжевых) палочек?
59. Измерь с помощью оранжевых палочек длину и ширину стола.
60. Измерь длину карандаша разными (одинаковыми) палочками.
61. Измерь коричневую палочку белой (фиолетовой, красной). 
Сколько белых, фиолетовых и красных палочек помещается в коричневой? Сделай из них ковер. Насколько частей разделила красная (фиолетовая, белая) палочка коричневую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех и так далее). Что больше: четыре части из восьми (четыре восьмых) или две части из восьми (две восьмых)? две из четырех (2/4) или три из четырех (3/4)? Что меньше: 1/2 или 2/2? Что больше: 1/2 или 1/4? На сколько одна четвертая
меньше одной второй?


62. Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие ты знаешь.
Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места?
какая меньше? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у
прямоугольника?
63. Составь из цветных палочек каждое из чисел от 11 до 19.


ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Построим матрешке (зайчику, мышке – любой маленькой игрушке) домик
(Средняя группа)
Цель. Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная,
прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).
Материал. Набор цветных палочек и по одной матрешке на каждого ребенка.
Организация. Дети располагаются на полу полукругом, воспитатель посередине. У каждого из детей — маленькая матрешка.
Ход занятия
— Давайте построим для матрешек дома из цветных палочек. Возьмите четыре
оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Ответы нескольких детей.) А что еще бывает у дома, кроме стен и крыши? (Окно, дверь, труба.) Возьмите две красные палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Что идет из трубы? (Дым.) Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Ответы детей.) Можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла
в него? (Лестницу) Сделайте лестницу из белой, красной и светло-зеленой палочек. Какого цвета палочки внизу (вверху, посередине)? Поднимитесь с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спуститесь. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую). Какого цвета палочка посередине? (Ответы детей)
Возьмите три фиолетовые палочки и поставьте с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Дети выполняют) Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?

А теперь посадим возле дома дерево. Ствол сделаем из одной коричневой палочки, а ветви — из темно-зеленых палочек. Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей? (Спросить нескольких детей)
Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости? Нужны дорожки. Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите какие хотите, но чтобы дорожка получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось)
Я думаю, все матрешки будут с удовольствием жить в своих красивых домах и ходить друг к другу в гости.


Купить Счетные палочки Кюизенера

Яндекс.Метрика