четверг, 20 февраля 2014 г.

Предложения на английском

Набор новых карточек - английские предложения.

Удобство карточек в том, что они содержат очень коротенькие предложения с картинками и каждое слово на отдельной карточке.
обираешь картинку - собирается предложение.
Я показываю пальцем и спрашиваю "кто?", затем "что делает?" и "что/во что?"
Легко запоминаются.
Качество карточек уступает другим наборам карточек, которые у нас есть, но идея мне нравится.


 На фото только часть:




Скороговорки

Набор карточек - скороговорки.
До этих карточек мы читали скороговорки из книги, которая шла в комплекте к кубикам Зайцева - просто текст скороговорки.
А на карточках есть картинка. Малышу очень интересно.
И легче запоминается.






На фото часть карточек:




среда, 19 февраля 2014 г.

Знакомимся с искусством

Появились у нас новые карточки - Искусство. Карточки с изображением картин и известных скульптур.

У нас есть подобный, крупнее карточки, но там их мало.

С этими удобно заниматься, например, утром, за завтраком, что мы и делаем.

Играем так:
я выкладываю 4-5 карточек, называю, даю секунд 5-7 на запоминание и переворачиваю картинками вниз. Затем называю название, а Никита показывает пальцем, где эта картина.
Или второй вариант: 4-5 карточек, называю, даю время запомнить, потом собираю их все. Одну карточку заменяю на новую. Выкладываю. Никита должен вспомнить, какая карточка пропала и узнать, какая появилась новая.
Отличная тренировка памяти! Еще и запоминание картин художников.

На фото только часть:



понедельник, 17 февраля 2014 г.

Геометрия с математическим планшетом

Демонстрация базовой геометрии на математическом планшете.

Диагональ. Параллельные и не параллельные линии:



Перпендикулярные линии:


Углы (прямой, тупой, острый): 


Треугольники (прямоугольный, равносторонний, равнобедренный, тупоугольный):


Четырехугольники (квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм):


Симметричные и несимметричные фигуры:


Задание на симметрию (попросить дорисовать фигуру, чтобы она была симметричная):


Рисование симметричных рисунков:


Пропорциональные фигуры:


Диаметр, радиус, хорда:


 Площадь. 
1-ая линия: фигуры площадью 1 квадратная единица.
2-ая линия: фигуры площадью 2 кв. ед.
3-я линия: фигуры площадью 3 кв.ед.



Еще раз повторюсь, что работа и игры с математическим планшетом - это не только познание геометрии, но и отличное развитие мелкой моторики (а мелкая моторика напрямую связана с развитием речи ребенка).











воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Все еще кубики Зайцева

Спустя ровно год, как мы начали заниматься по кубикам (и совсем не интенсивно, а время от времени, и по абсолютному желанию, и без малейшего принуждения) могу смело заявить - они работают!
Кубики явились одним из лучших развивающих пособий, которое показало себя на практике и дало хороший результат.

И спустя год Никита все еще с большим удовольствием и желанием пишет и читает по ним слова.
Но последние пару месяцев, в силу нашей безумной не проходящей любви к музыкальным инструментам, мы, конечно же, пишем названия музыкальных инструментов :)
(Пояснение: тамбура - это с английского tambura, он так ее и называет :))

И еще, что я хорошо для себя поняла и сделала вывод, что нужно заниматься по теме, интересующей ребенка. Исключительно. Не нужны ему никакие непонятные слова, ему просто не интересно их писать и читать. Только то, что ему нравится.
У нас началось с названий машин, его страсти на тот момент, и это было успехом.

Никита так любит кубики, что мне совсем не приходится ему предлагать..., он сам просит :)
И он уже довольно неплохо может прочитать практически любое слово и в любом месте, но кубики остаются нашей любимой игрой!

понедельник, 10 февраля 2014 г.

Играем с Блоками Дьенеша №2

Сегодня играли с блоками и кольцами.
Приехали к нам 3 грузовика (кольца) за продуктами (блоками) для деток из других городов.
Но у деток аллергия на некоторые продукты, поэтому загрузить в грузовик нужно продукты по рецептам (по схемам):



Без ошибок не обошлось :) перед отправкой грузовиков пришел проверяющий (я) и проверил, правильные ли продукты загрузили.

В следующей игре помогали скорой помощи перебраться через озеро и построили для нее мост. По условиям строительства моста блоки должны отличаться по двум параметрам.


Построив мост, машина переехала через озеро.

воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Играем в "магазин"



Играли сегодня в магазин с нашей "математической обезьянкой".
Пришла обезьянка (я за обезьянку) в магазин за бананами для деток и просит, чтобы в одну руку ей дали 7 бананов. (Никита вешает ей бананы). Рука обезьянки от тяжести перевешивает другую и она просит дать ей в другую руку столько же, чтобы было удобно нести. (А 7-ми бананов целиком нет, поэтому нужно подобрать варианты, чтобы в сумме было 7). Тут же повторяем понятия "выше-ниже", "тяжелее-легче", "больше-меньше", "одинаково".
Пробуем разные варианты, остановились на "4+3".
Руки уравновесились.

Теперь нужно посчитать сколько всего бананов купила обезьянка.









На помощь пришли палочки Кюизенера :)
Соединяем "7+3+4". Находим ответ - "14".

Маленькие обезьянки были такие голодные, что съели сразу все бананы и мама-обезьянка вернулась в магазин за добавкой :)


среда, 5 февраля 2014 г.

Геометрические тела

Есть у нас набор из 12-ти геометрических тел (куб, призмы, параллелепипед, шар, полусфера, цилиндр, конус, пирамида) .

Решила я привлечь к ним внимание Никиты и начать знакомить его с названиями тел в игре "построим башню".
Условия: 12 фигур нужно поделить на двоих "строителей" (если их 2) - закрытыми глазами выбрать себе 6 и остальные достаются второму игроку.
Из этих фигур нужно построить башню с основанием из одной фигуры, а выше уже можно и больше. Вроде бы кажется ничего сложного, пока не попадутся остроконечные тела и шар :)
Ловкость рук, терпение, осторожность и находчивость - очень пригодятся! ;)



Играем в "запутанные слова"

Когда Никите было 2-2,5 года у нас появилось 2 набора карточек "Маленький Гений", но в то время они не очень нам пошли - слова собирать было рано, а картинки что-то его не очень заинтересовали. Сейчас, когда он уже читает слова, я решила их снова достать и поиграть в игру  - разгадать запутанные слова.
Было довольно интересно, за раз собрали 10-12 слов.
Я складываю запутанное слово и прочитываю:

 Если не сразу угадывает, я меняю на другой запутанный вариант:



 Слов много, из 3-6 букв и картинки очень красивые.





понедельник, 3 февраля 2014 г.

Музыкальное дерево

Поехала за книгой "Занимательная география" Усачева, а случайно увидела и купила замечательную книгу из этой же серии (уроки профессора АУ) - Музыкальное дерево, стихи о музыкальных инструментах (наша любимая тема последние 4-5 месяцев).

 Довольно большой список музыкальных инструментов, особенно порадовало наличие органа и челесты - двух фаворитов Никиты :)
 Все инструменты в алфавитном порядке.


Книгой очень довольна, особенно потому, что еще не видела книг со стихами о музыкальных инструментах. Стихи замечательные! 

Знакомимся с периметром

Сегодня удалось совместить математику с географией - измерить и посчитать периметр стран (Франции и Италии из набора "Большое путешествие" ТМ Умница).
Для измерения использовали палочки Кюизенера. Я себе выбрала Францию, Никита - Италию:

 После "обрисовки" периметра нужно было составить пример и просчитать (каждый собрал свой пример, а потом Никита мне продиктовал все числа, чтобы я записала на бумаге):


Познакомились с новым понятием - периметр, отработали примеры и "больше-меньше" и еще раз почитали о странах и их достопримечательностях. 
Когда читали об известных местах Австралии, Никита вспомнил, что в Сиднейский оперный театр летали маленькие Эйнштейны (мультфильм "Маленькие Эйнштейны") :)

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Все мамочки занимаются со своими детками и развивают их по-разному - кто-то больше, кто-то меньше, разные подходы и методы. И, наверняка, у каждой есть свои любимые области, которым они уделяют больше внимания.
Чтобы все же был в развитии и обучении баланс, периодически нужно ориентироваться на некую возрастную норму и знакомиться с планом развития на ближайший год, чтобы не упустить чего-то очень важного.
Что я и сделала. Нашла такой список и поставила в нем: + Никита уже умеет/знает, +/- умеет/знает не очень хорошо, - не умеет/не знает:

Математика

Ребенок в три года должен:
- считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке, 
- владеть понятиями: один-много, большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, одинаковые-разные и т.д., 
- знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), 
- знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),
- сравнивать предметы по величине, цвету, форме,
- сравнивать количество предметов,
- подбирать пару к предмету с заданным признаком. 

Развитие речи

Ребенок в три года должен:
- знать названия окружающих предметов: мебели, посуды, игрушек, одежды и т.д., 
- называть по одному признаку каждого предмета, 
- знать названия основных действий (бегать, прыгать и т.д.), 
- повторять за взрослым стишки и песенки. 

Внимание

Ребенок в три года должен:
- не отвлекаясь, в течение 3-4 минут выполнять задание, 
- находить парные предметы, 
- из группы предметов выбирать нужный, 
- обращать внимание на свойства и признаки предметов, 
- находить сходства и различия между предметами. 

Память

Ребенок в три года должен:
- запоминать 2-3 картинки, 
- запоминать 3-4 слова, сказанные взрослым несколько раз, 
- запоминать и повторять движения, показанные взрослым 1-2 раза, 
- запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

Мышление

Ребенок в три года должен:
- складывать разрезанную картинку из 2-4 частей,
- находить и объяснять несоответствия на рисунках,
- находить лишний предмет и обосновывать свой выбор,
- находить сходства и различия между предметами.

Моторика

Ребенок в три года должен:
- уметь разрезать ножницами бумагу,
- лепить "колбаски" и шарики из пластилина,
- рисовать кружочки, точки, линии,
- повторять движения пальчиковой гимнастики.

Окружающий мир

Ребенок в три года должен:
- знать названия и иметь представление о домашних (корова, лошадь, свинья, кошка, собака и т.д.) и диких (медведь, волк, заяц, лиса и т.д.) животных,
- знать названия трех-четырех птиц (например, воробей, сорока, ворона), трех-четырех рыб (например, щука, сом, карась) и трех-четырех насекомых (например, муха, комар, пчела),
- знать названия основных растений: трех-четырех деревьев (например, береза, клен, дуб) и трех-четырех цветов (например, ромашка, роза, колокольчик),
- иметь представления об овощах, фруктах, ягодах, грибах,
- иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы,
- знать части суток - утро, день, вечер, ночь,
- уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер, радуга.

Физкультура

Ребенок в три года должен:
- уметь прыгать на двух ногах,
- бросать и ловить мяч,
- держать равновесие, проходя по доске, положенной на пол,
- знать основные правила личной гигиены.

Музыка

Ребенок в три года должен уметь:
- ритмично двигаться под музыку,
- копировать звуки,
- управлять силой голоса, говорить громко - тихо,
- иметь представление о разнообразии звуков окружающего мира (пение птиц, звуки животных, насекомых, шум воды, шум транспорта, звуки, издаваемые бытовыми электрическими приборами и т.д.).
Источник: http://kar-puziki.ru


Инфо взято: http://mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=3740

Практически все Никита умеет/знает из этого списка.
Можно попробовать план на 4 года:

Внимание.

  • Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
  • Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
  • Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
  • Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
  • Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
  • Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
  • Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
  • Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
  • Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

Мышление.

  • Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
  • Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
  • Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
  • Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
  • Находить пару каждому предмету.
  • Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
  • Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
  • Решать простые логические задачи.
  • Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Память.

  • Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
  • Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.
  • Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
  • Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
  • Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
  • Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
  • Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
  • Запоминать содержание сюжетного рисунка.
  • Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.

Мелкая моторика.

  • Запускать мелкие волчки.
  • Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
  • Кистями рук делать «фонарики».
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
  • Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
  • Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
  • Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
  • Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
  • Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
  • Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.

Математика.

  • Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
  • Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Показывать правую и левую руку.
  • Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.IMG_9319-puzzle.jpg
  • Показывать, что находится вверху и внизу от него.
  • Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
  • Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

Развитие речи.

  • Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
  • Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
  • После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
  • Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  • Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
  • Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
  • Употреблять предложения с однородными членами.
  • Отвечать на простейшие вопросы.

Окружающий мир.

  • Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
  • Сказать, сколько ему лет.
  • Назвать город, в котором он живет; свой домашний
  • Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
  • Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
  • Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
  • Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
  • Различить и назвать погодные явления.
  • Назвать несколько профессий.
  • Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

Ребенок 4 года: развиваем эмоции

Психологи утверждают, что эмоциям ребенка, как и всему остальному, тоже надо обучать. И начинать воспитывать в нем мимику и жесты лучше всего, когда ребенку 4 года. С чего начать и как помочь 4-летнему ребенку освоить мир эмоций?
Когда ребенку 4 года, малыш уже должен уметь улавливать настроение другого человека и сопереживать окружающим. Но научиться этому ему нужно помочь. Как?
  • Например, вместе рассматривать семейный альбом, обсуждая, какое настроение было у близких, что они чувствовали: удивление, испуг, радость...
  • Расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Это занятие не только учит понимать чувства и эмоции, но и укрепляет семейные связи и привязанности.
  • А еще можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя туча или злая волшебница; улыбнуться, как Буратино или хитрая лиса; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое; испугаться, как заяц, увидевший волка, или котенок, на которого лает собака.
  • Попробуйте вместе изобразить усталость человека, выполнившего тяжелую работу, и т. п.


Буду составлять свой индивидуальный план развития на этот год, учитывая прочитанную информацию.